МБОУ СОШ №58

Информатизация

 

 

 

Этапы информатизации школы

 

год

этап 

1995  Компьютерный класс на базе MSX-1 YAMAHA 14 учебных мест
2003 Установлен компьютер у Заместителя директора по учебной работе
2004 Установлено 2 компьютера в бухгалтерии
2004  Установлен компьютер у заместителя директора по учебно-воспитательной работе 
2006  Установлен компьютер у директора школы
2006 Компьютерный класс Celeron 2.5 Ггц 11 учебных мест
2007  Установлена локальная сеть. Подключен Интернет
2011 Подключен Интернет во учебные кабинеты
2012 Установлены компьютеры и мультимедийные проекторы во всех учебных кабинетах
2013 Установлены 2 интерактивные доски в кабинетах начальных классов

 

 

Программа информатизации МБОУ СОШ № 58 г. Новосибирска на 2011-2013 гг.

(Программа разработана в соответствии и на основании Ведомственной целевой программы «Информатизация системы образования Новосибирской области на 2009-2011 годы»)

 

   I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ. 

Наименование программы – школьная целевая «Программа информатизации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 58  г. Новосибирска на 2011-2013 годы».

 

Заказчик – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 58» . 

Разработчик – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 58». Заместитель директора по УВР. 

Цель программы – создание в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 58» единой образовательной информационной среды; включение школы в единую образовательную информационную среду г.Новосибирска , обеспечивающей:

 - Создание в школе инфраструктуры информатизации общего образования детей;

 - Подготовку кадров учителей. 

Задачи программы:

u     Разработка и реализация плана повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников школы;

u     Внедрение в работу администрации школы программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию рабочих мест, формирование электронных баз данных, электронный документооборот и др.;

u     Оснащение «предметных» (мультимедийных) классов (по одному на каждую образовательную ступень) современной компьютерной техникой;

u     Выделение в компьютерном классе рабочих мест «свободного доступа» для работы педагогов и учащихся с программными продуктами, ресурсами Интернет, электронными учебными материалами, электронными средствами информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса;

u     Выделение в компьютерном классе рабочих мест «свободного доступа» для обучения и работы детей с особыми потребностями (дети-инвалиды);

u     Организация дистанционного обучения школьников, в том числе, одаренных детей по углубленным и расширенным программам.

 

Сроки и этапы – Программа рассчитана на реализацию в течение трех лет, с 2011 по 2013 год и включает в себя три основных этапа:

 

I этап – 2011 год: 

Оборудование и открытие мультимедийных классов для работы учителей-предметников с электронными учебными материалами (не менее 4-х); оборудование и организация работы второго компьютерного класса с выделением рабочих мест «свободного доступа» для педагогов и учащихся; приобретение интерактивных досок (не менее трех штук – на каждую образовательную ступень); разработка плана подготовки педагогических и руководящих кадров к работе с информационными технологиями в организации образовательного процесса; разработка личных страниц преподавателей на сайте ОУ, либо персональных сайтов учителей-предметников; пополнение и развитие школьной медиатеки, развитие базы ЦОР. 

II этап – 2012 год: 

Обеспечение школы средствами информатизации и доступа учащихся к информационно-образовательным ресурсам; приобретение интерактивных досок (не менее 1 штуки); оборудование и открытие мультимедийных классов (не менее 2-х – по одному на вторую и третью ступень); развитие и поддержка школьного сайта в Интернет; переподготовка педагогических кадров; создание условий и организация дистанционного обучения учащихся; разработка личных страниц преподавателей на сайте ОУ, либо персональных сайтов учителей-предметников; пополнение и развитие школьной медиатеки, развитие базы ЦОР. 

 

 

III этап – 2013 год: 

Обновление средств информатизации в школе; приобретение интерактивных досок (не менее 1 штуки); включение школы в систему открытого образования на основе дистанционных технологий обучения, разработка личных страниц преподавателей на сайте ОУ, либо персональных сайтов учителей-предметников; пополнение и развитие школьной медиатеки, развитие базы ЦОР. 

 

 

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (Содержание проблемы, анализ ситуации)

 

1. Новые ценности образования в условиях информационного общества. 

        Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., среди общих тенденций мирового развития, обусловливающих необходимость существенных изменений в системе образования, отмечает «переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности».

        В информационном обществе возникает и развивается информационно-электронная экономика: информация обладает свойствами капитала, становится основой экономики, нормальное функционирование экономики определяется развитием информационной индустрии и рыночных информационных систем. Главная сфера экономической деятельности – сфера услуг, наука. Образование; форма социальной организации – университеты; доминирующее сословие – ученые и профессиональные специалисты. В этом обществе информация становится более важной составляющей, чем земля, труд, капитал, сырье; массовое стандартное производство заменяется новой системой индивидуального «ремесленного» производства, в основе которой лежит не ручной, а умственный труд, базирующийся на информатике и супер-технологии.

        В информационном обществе происходит глобальная экономическая интеграция, переход от самодостаточной и изолированной экономики к мировой экономике. Нарастающей тенденцией такого общества является массовая миграция населения (в поисках интересной и перспективной работы).

        Еще одна тенденция нового общества – движение от узких специалистов к «фундаменталистам», способным адаптироваться к новой технике.

Информационное общество – это общество с развитой системой     надомного труда. Работа для большинства людей в таком обществе должна быть вариативной, неповторяющейся и ответственной, требующей от индивида способности свободы действий, оценки, суждения. Информационное общество – это гражданское общество на базе развития индивидуальной интеллектуальной собственности. В таком обществе видоизменяются и социальные отношения, на место классовой дифференциации приходит дифференциация профессиональная, а вертикаль взаимоотношений вытесняется системой непосредственных связей между людьми, причем предпочтение отдается развитию неформальных контактов и коммуникаций.

Характеризую информационное общество, следует заметить, что в нем происходит сдвиг человеческого бытия в сторону культуры, которая все больше и больше пронизывает все стороны жизни человека, выдвигается в центр общественных процессов.

        Информационное общество – это общество, в котором информация и уровень ее использования существенным образом обусловливают перспективы экономического развития и экономических изменений, а также качество жизни, в результате чего формируется новое информационное сознание.

        Новые ценности информационного общества заставляют задуматься над вопросом, каким должно быть современное образование. Ответ на этот вопрос заложен в самой характеристике информационного общества. Прежде всего, необходимо фундаментальное образование. Принцип фундаментализации ориентирует содержание дисциплин на выявление глубинных сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира. Фундаментальное образование – это та база, которая впоследствии позволит варьировать виды деятельности, менять профессии, повышать квалификацию.

        В центре внимания современного образования находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае – не столько передача ученику знаний, сколько формирование самого себя. Таким образом, приоритетным в современном образовании является формирование «личностного знания», не утрачивающегося с возрастом, а только непрерывно возрастающего. Знание лишь тогда становится достоянием субъекта, когда оно представляет собой содержание и продукт его собственной мыслительной деятельности. Поэтому процесс обучения должен быть организован как «самодвижения по пути познания»

        Одним из способов формирования личностного знания является организация продуктивного диалога с текстом или другим субъектом. Именно в диалоге возрастает информация, качественно преобразуются субъекты диалога. Еще один способ формирования личностного знания – развитие умения учиться, самостоятельно искать, добывать и приобретать знания. Это же является и важнейшей целью современного образования в целом: умение ориентироваться в современном информационном потоке и продолжать собственное саморазвитие в стремительно меняющемся мире.

        Современный человек находится в контексте всеобщей интеграции, интегрируется все: экономика, науки, культура, подходы и концепции. Умение ориентироваться в этом водовороте, готовность к жизни и деятельности в активно взаимодействующем мире – также одна из задач образования. Наибольшего внимания к себе в этих условиях требует сама личность человека, стоящая в центре всех педагогических концепций последнего времени. Ее качественные изменения, ответственность и готовность к самореализации, способность социализироваться и адаптироваться к быстроменяющемуся миру – все это требует особой заботы и обусловливает специфику современного образования. Это означает, что происходит все большая актуализация необходимости перемен в системе образования. Требуется действительная и действенная модернизация образования: модернизация приоритетов, ценностей, отношений, взаимодействий и т.д.

        Высокий уровень инноваций, быстрота происходящих в обществе изменений приводит к ускорению процесса старения знаний от 5-7 лет в наиболее быстроразвивающихся научных направлениях, до 10-12 лет во многих областях науки и техники и до 15 лет в некоторых научно-прикладных отраслях знания и инженерно-технических специальностях. Отсюда насущной потребностью становится воспитание и поощрение работника нового типа: образованного, предприимчивого, настроенного на обучение в течение всей своей жизни.

Непрерывное образование (повышение квалификации) в информационном обществе включает два аспекта:

1. Формирование электронной грамотности. (Дети нового, компьютерного поколения, согласно наблюдениям ученых, в состоянии прочитывать в день до 8 книг по 300 страниц каждая не только в результате освоения скорочтения, но, прежде всего, благодаря компьютерным технологиям уплотнения и графической подачи информации).

2. Формирование духовно богатой личности. Только высококультурный, духовно богатый человек способен к самостоятельному творчеству и высококачественной работе. Только тот менеджер может успешно управлять людьми, использовать наилучшим образом все резервы «человеческого фактора», который осознает сложность человеческой психики, учет понять внутренний мир окружающих его людей, руководствуется четкими нравственными критериями, а этому лучше всего учит великая литература.

        Система повышения квалификации и переподготовки занимает достойное место в информационном обществе в связи с невиданной динамичностью развития этого общества.

        Таким образом, информационное общество предъявляет более высокие требования ко всей системе образования, включая все ее этапы.

Таким образом, специфика информационного общества и переход к этому обществу, обусловливают необходимость существенных изменений в системе образования.

В связи с этим, на этапе зарождения и развития информационного общества, следует выделить следующие задачи образования:

1.Развитие многомерной, разносторонней духовно богатой личности, способной к самостоятельному творчеству и высококачественной работе.

2.Воспитание личности свободной и ответственной, способной постоянно в процессе жизни совершать выбор из широкого спектра (в политике, культуре, труде, потреблении…) и нести за него ответственность.

3.Формирование личности, целью которой является наиболее полная самореализация внутреннего личностного потенциала.

4.Воспитание самостоятельной личности, рассчитывающей в жизни только на собственные силы, возможности, работоспособность.

5.Формирование личности, не только готовой к постоянным изменениям жизни (места жительства, работы, профессии, образа жизни), но и активно их инициирующий.

6.Развитие личности, способной к активной работе в коллективе, готовой выполнить во временной творческой группе любую функцию (от подчиненной до лидерской), открытой к продуктивному диалогу.

7.Выработка у учащихся не только навыка самообучения, но и стремления постоянно совершенствовать собственные знания, умения, навыки, потребности к непрерывному самообразованию.

8.Образование фундаментально подготовленных учащихся, что в перспективе позволит на этой базе (на основе багажа фундаментальных наук) адаптироваться к новой технике и изобретениям, а при необходимости менять профессиональную ориентацию.

9.Развитие информационной культуры учащихся, причем не статичной, а динамично развивающейся, совершенствующейся.

 

Осуществление задач образования на этапе формирования информационного общества – актуальная проблема современного поколения педагогов, чем и обусловлена разработка Концепции  модернизации российского образования на период до 2010 года.

 

Таким образом, эти задачи являются приоритетными и первостепенными для разработки концепции развития Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 58» и  организации мероприятий для ее реализации.

 

   2. Информационные технологии в образовании 

        Для современной системы образования характерно использование новых технических и педагогических возможностей и средств, которые позволяют реализовать любые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса.

        Для процесса обучения всегда существует своя технология, характерная для тех методов и средств, которые учитель использует при организации и проведении занятий. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой – это наука о способах воздействия учителя на учащихся и взаимодействия с ними в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Особую роль в управлении качеством образования играют современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- видеотехника и системы коммуникации.

Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными технологиями и информационной продукцией.

        Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и компонентами, которые она содержит:

O       Техническая среда (вид используемых технических средств);

O       Программная среда (набор программных средств);

O       Предметная среда (содержание конкретной предметной области);

O       Методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности).

С точки зрения учебного процесса внедрение информационных технологий привело к тому, что информационная среда образовательной системы представляет собой многоуровневую систему представления информации на различных носителях и различных знаковых системах, среди которых находятся и традиционные, и инновационные технологии.

        Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой (фундаментом) современного образования, гарантирующего необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

        В образовательном учреждении, где осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические средства, позволяющие реализовать любые новые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса. Такая школа в качестве основной целевой функции имеет развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда. Одним из направлений, реализующим эту цель, является определение и формализация ключевых вопросов в применении информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

 

 3. Условия эффективного применения информационных технологий в образовательном учреждении. 

  Сегодня многие образовательные учреждения стремятся ввести в свой учебный план занятия с применением компьютеров и компьютерных технологий. Однако практика показала, что формальное отношение к использованию компьютера в образовательном процессе чаще всего приводит к обратному результату – снижению мотивации к обучению, если этот процесс не обеспечен дидактическими средствами, а генератором мотивации считается сам компьютер. Анализ данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что любые предметные курсы, ориентированные на реализацию в рамках информационных технологий, следует вводить только при  выполнении следующих условий:

O       Наличие квалифицированных учителей, прошедших специальную подготовку к работе в условиях применения информационных технологий;

O       Достаточное количество технических средств соответствующего уровня;

O       Наличие методически обоснованных и соответствующего качества (прошедших экспертизу) учебных и других компьютерных программ и систем;

O       Наличие в качестве приложения к компьютерным программам полного дидактического комплекса (учебники, методические пособия, задачники, система контроля знаний, умений, навыков и др.);

O       Наличие научно-методической проработки курса, его дидактического наполнения и программного обеспечения с учетом преемственности содержания до завершения процесса обучения.

 

В процессе работы по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, необходимо выделить ряд аспектов, требующих системного анализа с точки зрения влияния на здоровье учащихся, на формирование мотивации к обучению, повышение эффективности обучения.

 

Психологический аспект 

        Большой интерес к современным компьютерным системам как средству обучения действительно является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях.

 

Дидактический аспект 

        Групповая работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность, в то же время их работа формально мало зависит от учителя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Все это способствует развитию у детей нормальной самооценки. Использование даже отдельных элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий учащихся.

        Работа в среде информационных технологий приучает школьника понимать смысл каждой операции, ее взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе. Как известно, результатом обучения является формирование познавательной деятельности или ее отдельных элементов, в том числе различных действий. Процесс преобразования знаний и умений в навыки проходит в три этапа: обучение, тренировка и автоматизация.

 

Технологический аспект 

        Опыт использования информационных технологий в образовательном учреждении показывает, что дети успешно справляются с учебными занятиями уже в первом классе, если у них сформированы первоначальные умения общения с компьютером. Основной задачей является снижение напряжения как учащихся, так и учителя на первых занятиях. Это можно сделать, если акцентировать внимание школьников на двух моментах:

O       Отработке способов работы с устройствами ввода информации (клавиатура, манипулятор «мышь») и анализе результатов этой работы;

O       Соотнесение собственных воздействий на систему с результатами этих воздействий.

 

Организационный аспект 

        Учебные занятия в среде информационных технологий предусматривают работу за одним рабочим местом одного ученика. Это требование реализуется путем деления класса на группы. На сегодняшний день традиционной формой организации таких занятий является последовательное обучение групп одного класса, что крайне усложняет работу по составлению школьного расписания. Возможна и другая, более продуктивная система синхронного обучения групп на базе двух компьютерных классов одновременно силами двух учителей. Основными проблемами в этой системе является, во-первых дополнительное оснащение школы компьютерной техникой, во-вторых, подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических работников школы.

 

 



4. Основные характеристики и специфика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 58».

         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 58» на 01.01.11 г. имеет общее число учащихся – 411 человек вместе с учащимися ГБУ НСО «СРЦН Парус» В разрезе трех последних лет численный состав обучающихся по образовательным ступеням выглядит следующим образом:

 

  

5. Прогнозируемый результат (идеальная модель). 

        Модель образовательного учреждения (идеальная форма), сформировавшаяся в результате реализации «Программы информатизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 58» на период с 2011 по 2013 год», должна выглядеть следующим образом:

§ В школе сформировано единое информационно-образовательное пространство, объединенное единой локальной сетью;

§ В школьную локальную сеть входят: автоматизированное рабочее место: директора, заместителей по АХЧ, УВР, ИКТ, психолога, социального педагога, школьного библиотекаря, компьютерного класса 3 мультимедийных (предметных) классов (по 1 на каждую образовательную ступень, три предметных кабинета оборудованы интерактивными досками, методический кабинет;

§ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 58» интегрировано в единое информационное пространство системы образования города Новосибирска, является составной частью Интранет;

§ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 58» имеет выход в Интернет, к информационным ресурсам Российского образовательного канала, имеет возможность осуществлять дистанционное образование;

§ Компьютерная техника работает в режиме максимального использования ее технических ресурсов, позволяющем:

- изучать информатику и информационные технологии на всех ступенях обучения, начиная с самого раннего;

- осуществлять работу компьютерных классов в режиме «свободного доступа», по установленному графику;

- организовать работу различных стационарных курсов, в том числе дистанционного обучения;

- автоматизировать труд административной команды и педагогического коллектива, формирование и наполнение Базы данных «1С ХроноГраф Мастер 3,0», «1С Бухгалтерия» ,MARK-SQL, «1С Зарплата и кадры», тем самым, повышая качество работы;

- сделать информационно-образовательные ресурсы Интернет, Интранет, российского образовательного канала общедоступными для всех категорий обучающихся и педагогов;

- обеспечить через сетевого методиста необходимую методическую поддержку всем членам педагогического коллектива.

Дата последнего обновления страницы 29.10.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»